Разработка моделей спецодежды и фирменного логотипа.
Категории

Идентификация организации в бизнес-среде

Фирменный стиль представляет собой систему проектирования внешнего образа предприятия с помощью приемов (графических, цветовых, пластических, языковых и т. д.), обеспечивающих, с одной стороны, единство образа всей продукции предприятия, а с другой — ее отличие от конкурентов. Первым официальным дизайнером, создавшим фирменный стиль и художественный образ своей фирмы (архитектурные сооружения, дизайн изделий, рекламу, шрифты, цветовое решение), считают Петера Беренса, архитектора по образованию, который в начале ХХ века был художественным директором Всеобщей электрической компании в Германии. Практическая работа Беренса имела большое значение для формирования нового вида деятельности, упорядочения и эстетизации продукции. Так, во второй половине ХХ века сложилось новое направление маркетинговых коммуникаций — формирование фирменного стиля, обеспечивающего следующие преимущества:

  • способствует повышению корпоративного духа, единства работников, вырабатывает чувство сопричастия к общему делу, «фирменный патриотизм»;
  • позитивно влияет на эстетический уровень, внешний вид товаров и помещений;
  • помогает потребителю ориентироваться в потоке информации, быстро и безошибочно находить нужную фирму, компанию, предприятие;
  • повышает эффективность рекламы;
  • указывает потребителю, что фирма берет на себя ответственность за производимый товар или услугу, выступает гарантом качества.

Создание фирменного стиля является сложным процессом. К основным составляющим фирменного стиля относятся:

  • товарный знак;
  • флаг, вымпел;
  • фирменный цвет;
  • фирменный комплект шрифтов;
  • фирменные особенности дизайна изготавливаемой продукции;
  • документы и удостоверения (пропуски, визитные карточки, бэйджики);
  • элементы делопроизводства (фирменные бланки, конверты, календари);
  • внешнее оформление построек;
  • интерьеры и их элементы (настенные календари, панно, стенды);
  • фирменная одежда или фирменные элементы одежды (галстуки, часы, косынки, униформа).

Идентификация организации

 Идентификация организации посредством единого стилевого решения — главная задача дизайнеров, работающих над созданием образа фирмы. Мировая практика демонстрирует множество интересных примеров творческого подхода к этой задаче. Так, сеть отелей «Хилтон» разработала собственный дизайн окон, дверных ручек, светильников. Фирменным стилем сети магазинов «Маркс энд Спенсер» является одинаковое оформление (как внешнее, так и внутреннее) всех магазинов, форма продавцов и всем известные зеленые упаковочные пакеты. Зеленый и желтый цвета компании «Бритиш Петролеум» стали неотъемлемой частью дизайна автозаправок, а оригинальный шрифт, красный и белый цвета ассоциируются с фирмой «Кока-Кола» — ни у кого не возникает вопросов, что рекламирует и продает данная компания. Политика в сфере дизайна должна подчиняться определенным законам, реально отражающим процессы, структуры, методы, характер организации, ее ценности.

Особенное значение имеют символы, поскольку они влияют на поведение людей. Символ (от греч. symbolon — условный знак) в лаконичной форме отображает образы и смысл, в т. ч. неизвестные, которые можно лишь предвидеть или предчувствовать. Способность символов влиять на сознание учитывается при создании эмблем, фирменных знаков, пиктограмм, наполненных информационным смыслом. На основе символа разрабатывается товарный знак — зарегистрированные в установленном порядке художественные (графические) образы, словесные (логотип), объемные (в трехмерном пространстве) знаки, звуковые обозначения (музыкальная фраза) или их комбинации, используемые владельцем компании для идентификации своих товаров. Фирменный стиль стал неотъемлемой частью любой организации и создается по следующей формуле: 10% — письменного текста, 20% — устного текста и 70% — изображения.

Логотип (от греч. logos — слово и typos — оттиск) — это словесный товарный знак, начерченный оригинальным способом и состоящий, как правило, из 4–6 букв. В идеале он должен знакомить потребителя с позицией фирмы и делать это молниеносно.

Изобразительный знак (графический образ) выполняет те же функции, что и логотип, и часто называется фирменным. Современные фирменные знаки несут большую смысловую нагрузку и конкретную энергетику, ведь дизайнеры закладывают в чертеж символическую информацию. Например, компания «Мерседес» в виде фирменного использует вписанный в круг знак, символизирующий движущееся колесо, динамику жизни. Очень важно найти правильное оригинальное сочетание цветов, формы и подобрать необходимый образ фирменных шрифтов, учитывая при этом их актуальность, соответствие выбранному стилю. В этой связи уместны слова Конфуция, что «не слово и закон руководят миром, а знаки и символы».

Художественно организованная среда жизнедеятельности человека, а также внутреннее пространство помещения и его оформление называются интерьером. Все системы рабочих мест и зон отдыха функционально и пространственно должны быть взаимосвязаны. Корпоративная культура предполагает эстетически полноценную, логически продуманную целостность интерьера. Он должен создаваться на основе научных разработок в сфере биологии, физиологии, психологии, оптики, цветоводства. Необходимо на уровне подсознания воспитывать в каждом работнике желание работать в стенах конкретной организации, гордиться своим местом работы.

Важная роль в формировании фирменного стиля отведена одежде, которая должна подчеркивать не только принадлежность человека к той или иной фирме, но и отвечать параметрам профессии. Производственная одежда должна разрабатываться художниками-модельерами совместно с медиками, инженерами, владеющими знаниями в сфере антропометрии и эргономики. Выбирая тот или иной покрой, тип ткани, цветовое решение, необходимо учитывать, какие функции исполняет работник, в какой среде он работает.

Некоторые американские фирмы утверждают кодексы ношения деловой одежды (dress-code), где указывается, что можно носить, а что нет. К примеру, нельзя приходить в одной и той же одежде два дня подряд, одевать белые носки к темному костюму, пятнистый галстук. Главное требование — элегантность и чувство меры, соответствие имиджу фирмы.

Достижение единства в разнообразии и разнообразия в единстве — путь развития фирменного стиля в одежде. Впрочем, внедряя принципы корпоративной культуры, необходимо быть осторожным, ведь нельзя нарушать проявление индивидуальности работников, их личностных особенностей. Поэтому попытка одеть всех в «униформу», даже если это деловые костюмы, иногда может вызывать активное противодействие коллектива, особенно молодежи. Лучше использовать лишь элементы одежды, демонстрирующие принадлежность к организации (бэйдж, зажим на галстуке, женский шарф).

Promstyle Опубликовал Promstyle

комментариев к "Идентификация организации в бизнес-среде"